Путешествие по Качканару

Путешествия

Гора Качканар – одна из высоток горного массива, расположенного в центре хребта Среднего Урала. Гора удивительна  сложностью геологического строения и красотой. Тем самым и привлекает к себе многочисленные паломничества туристов, со всей округи и области, не зависимо от того, что во многом уступает своим братьям и сёстрам по высоте!

21 августа 2009 года. Стою на вокзале, жду прибытие электропоезда Нижний Тагил-Качканар, в котором должны приехать моя знакомая подруга Ирина Азовская со своими друзьями Машей и Наташей Вахрушевыми, Наташей Лакеевой, Серёгой Пигаревым, Серёжей Ксенофонтовым и Олей Левиной, из нижнетагильского турклуба Азимут. За спиной тяжеленный рюкзак, хотя почти ничего весомого с собой и не взял, впереди рюкзачок поменьше, в нем фотоаппарат и куча прибомбасов к нему. Так что стою ровно, баланс уравновешен!

Поход через Зеленый мыс

Наконец прибыл долгожданный поезд, ищу нужный мне вагон. Двери не торопливо открылись, и вот вижу, выскакивают ребята, одетые подобно мне и тоже  с громадными рюкзаками. Понял, это те, кого я жду, среди всех вновь прибывших, смотрю, мелькает знакомое личико. Это Ирина, идёт и приветливо улыбается мне. Эта первая наша встреча вживую, до этого момента мы общались только по интернету. Сразу на месте со всеми познакомились, ребята оказались очень весёлые, это хорошо! Записали на вокзале расписание поездов на обратную дорогу, несколько раз сфотографировались (знаменательный момент, прибыли в Качканар!) и потопали в город. По дороге зашли к одному местному товарищу, свериться информацией о проложенном маршруте. С погодой нам повезло, солнышко светит, из города видно гору, ребята в восторге, а нам еще идти и идти! Ближе у подножия запаслись и распределили воду, настрой у всех боевой. Перед подъёмом решили искупаться, вода в пруду оказалась еще теплой. Кстати пруд в Качканаре называют еще Качканарским морем!

На горе с друзьями завтрак и отдых

И вот, наконец, подъём, дорога вверх оказалась сложней, чем предполагали. Первые 150-200 метров пути оказались, почти вертикальной стеной, примерно 60 градусов. Дабы не растерять все силы до конца, решили устроить завтрак, хотя по времени пора было уже давно обедать, но у нас как всегда, завтрак начался в 12 часов.

Подъем на вершину горы Качканар

Вообще гора Качканар имеет две вершины «Полуденный Рог» (южная)  и «Северный Рог» (северная), наиболее высшей вершиной является северная, её высота составляет 878 метров от уровня моря. Но мы решили начать свой путь с южной вершины, её высота составляет 874 метра от уровня моря. Так как эта вершина находится ближе к городу. Подъём от подножия до южной вершины у нас занял около 4 часов, с учётом остановок на привалы и покорения и изучения попутных скал. Общее же расстояние нашего подъёма составило 6,5 километров с учётом всех поворотов и крюков. Подъём на гору Качканар, на обе её вершины, а так же спуск не предполагают больших лесных препятствий. Гора является зимним горнолыжным курортом, и поэтому к обеим вершинам ведут горнолыжные трассы, естественно летом это довольно таки хорошие для горных условий дороги! Но с другой стороны, этих трасс так много, что можно легко свернуть с пути и уйти совсем в другую сторону.

У памятника-ракеты на горе Качканар

Ура! Вот и долгожданная южная вершина, после десятков литров пролитого пота, мы покорили часть горы! Полуденный Рог известен своими скалами, такими как скала Высоцкого, “Остановись мгновение”, ”Астероид”, Пугачевой, Визбора, Палласа, «Штольня Ободовского», «Шуваловская грань», «Формула счастья» и своим прекраснейшим видом, открывающим потрясающую панораму города и обоих близ лежащих городских прудов, Верхневыйский и Нижневыйский. Так же с этой части горы хорошо видны Утяновские озёра, названные так из-за впадающей в них маленькой речки Утянка. Мы решили пообедать, по времени уже было около 17 часов. Обед пришёлся кстати!

Провожаем закат с друзьми

Вся гора Качканар имеет памятные именные скалы, названные в честь разных великих людей и событий связанных с ними. Когда-то давно в 1979 году энтузиаст Иван Соболев начал устанавливать на скалах памятные плиты — барельефы. Но, к сожалению, нашлись люди, которые по другому оценили эти памятники природы, в 2000 году практически все барельефы были за несколько дней целенаправленно уничтожены вандалами. Всего на горе было установлено 10 барельефов, не считая различных указателей.

Завтрак у костра из котелков

После не продолжительного обеда и изучения и фотографирования скал южной вершины, мы двинулись дальше. Напрямую по хребту к северной вершине. Расстояние между обеими вершинами составляет 2 километра по меридиану. Хотя зимние трассы идут только по склонам горы, между вершинами по хребту есть туристические тропы, по которым мы и шли, и особых препятствий не было. Но проблема заключалась в следующем, в некоторых местах, между камней, тропы так плохо видно, что её легко потерять из виду, что с нами часто и случалось. По времени весь переход занял примерно 2 часа, это весьма не плохо с нашими-то рюкзаками.

Памятник-ракета на горе Качканар Гагарину

И снова во весь голос Ура! Неужели мы дошли до неё, до самой высокой точки горы Качканар!

Буддистский монастырь Шад Тчуп Линг

Мы прибыли на Северный Рог, и счастливей лиц я ещё не видел. Именно на этом месте и принято считать полное покорение горы, как на Эвересте, добраться до самой высокой точки! Скала северной вершины, которая является самой высокой точкой горы, носит не официальное название Лентяевка, названная из-за белой надписи на скале, в честь одной из деревень, располагающейся у северного подножия горы. Вид, открывающийся с северной вершины, ни чуть не хуже южного. Хотя сам город и не видать, за то видно деревню Косья и если хорошо присмотреться, то в ясную погоду можно разглядеть гору Конжаковский камень, по меридиану до неё 90 километров! На этом месте наш путь на сегодня еще не закончен. Ночевку решили устроить на памятной стеле, посвящённой первому человеку, покорившему космос Ю.А. Гагарину. Памятник имеет вид ракеты и сварен из листового железа, высота памятника составляет примерно 3 метра. Расположен он на одной из скал в западной части горы, от северной вершины, где-то 500 метров. Один из сохранившихся памятников на горе!

Скала Верблюд на горе Качканар

Там мы и проводили закат. На этом первый день путешествия по Качканару закончен, но спать мы легли ещё не скоро!

Отдых на Верблюде на горе Качканар

22 августа 2009 года. Утро началось неожиданно, со звонком будильника в 8 часов утра. Я встал третьим, кто-то уже умылся и занимался разными делами, я проверил фотоаппарат, всё в порядке, можно двигаться дальше. А  вот вторая палатка решила устроить  бунт! Они проспали на полчаса. После плотненького завтрака, наш путь лежал на скалу Верблюд и посещение буддийского монастыря “Шад Тчуп Линг”!

Скала Верблюд на горе Качканар с туристами

“Шад Тчуп Линг» — буддийский монастырь, расположившийся на восточном склоне, приблизительно в 500 метров от северной вершины Качканара. В переводе с санскрита на русский язык, Шад Тчуп Линг означает место практики и дела. И действительно, люди, живущие в храме, активно ведут строительство монастыря, держат домашнюю скотину и выращивают гусят.

Ступа Будды в монастыре Шад Тчуп Линг гора Качканар

Увидев нас, человек, местный монах, доброжелательно провёл для нас экскурсию по монастырю и местным святыням. После чего вежливо пригласил на чашечку чая, мы с удовольствием согласились. Разговаривали много, из разговора мы узнали, что центр цивилизации находится именно в этом храме, более того, монастырь движется вперёд цивилизации! Вот так вот… Далее речь пошла о защите и спасении храма от местной горнодобывающей компании. В связи с внесением в план по разработки горы, участка на котором расположен храм, людей живущих в монастыре, настоятельно просят покинуть гору!

Стройка большой ступы на горе Качканар в монастыре Шад Тчуп Линг

Гора Качканар богата титаномагнетитовыми  рудами, в состав которых входит редчайший металл химической таблицы Ванадий. Кстати горнодобывающий комбинат так и называется КГОК “Ванадий”!

С буддистами в монастыре Шад Тчуп Линг

После приятного чаепития с обитателями храма, молодой человек, общавшийся с нами, предложил помочь в строительстве монастыря. Мы охотно согласились, в итоге нам пришлось каждому на себе тащить по мешку с песком в гору, на расстояние почти в 300 метров! Теперь мы привилегированные гости, внесли свой вклад в историю! На этом мы вежливо распрощались и пошли дальше. Вниз по склону горы есть небольшое озеро, его ещё называют каменное озеро, по сути это небольшой затопленный карьерчик, но приятней считать его горным озером! Всё оставшееся время, а по времени было 14 часов, мы провели на озере. Погода с вечера стала хмуриться, гору поглотил туман, видимость 3 метра от силы. Тут мы и заночевали.

В гостях в монастыре Шад Тчуп Линг на горе Качканар

23 августа 2009 года. Будильник запел в 6 часов утра, вставать крайне не хотелось, вдобавок снаружи было холодно и мокро, но ничего не поделать. В этот раз я встал первым. Первым делом принялся за костёр, за ночь дрова отсырели, и огонь никак не хотел разгораться. В конце концов, что-то удалось развести, ребята уже встали, начали готовить завтрак, по быстрому сварили лапшу с тушенкой, поели, и стали собираться в дорогу домой. Спуск занял примерно один час, еще успели заскочить на смотровую площадку западного карьера, пофотографировались и пошли дальше.

Дорога домой в походе по горе Качканар

Мы много фотографировали и фотографировались. Моя подруга Ирина, так же как и я, увлекается фотографией. Конечно, кроме нас были еще фотографы, снимающие на цифровые мыльницы, но у меня и у Иришки серьезные цифровые зеркальные фотокамеры. И поэтому почти на каждом шагу у нас случались фотодуэли, которые длились весь поход, от начала до конца! Даже успели покреативить! В первую же ночь воспользовались штативом, который я взял с собой. Мы рисовали светом от фонариков, перед объективом фотоаппарата, получилось весьма интересно. Вообще я считаю, что при любом путешествии фотоаппарат просто незаменимая вещь, фотографии с любого мероприятия, с того же похода, в будущем приятно напомнят о весело проведённом времени!

Путь домой из турпохода

Ближе к городу, дождь всё сильнее и сильнее нас подгонял. На лужи уже ни кто не обращал внимания, было бессмысленно их обходить. Решили зайти в один из городских магазинов, там же и попрощались, ребята крепко обняли меня и пообещали, что ещё увидимся. Поход длился 3 дня, с 21 по 23 августа 2009 года и всем очень понравился. На этом и закончилось наше увлекательное путешествие по Качканару, я пошёл домой, шагая по лужам. Ребята потопали на электричку, покоряя реки на качканарских улицах!

Текст: Павел Таскаев

Фото: Павел Таскаев (https://vk.com/paveltaskaev), Ирина Азовская (https://vk.com/id2201082), Наталья Лакеева (https://vk.com/id4483651) и Сергей Пигарев (https://vk.com/id166236107)

Елена

Копирайтер со стажем более 7 лет, автор сотен информационных и коммерческих текстов. Вебмастер, владелец сайта Путешествуй.com.

Если вам понравилась эта статья или интернет-блог в целом, то, пожалуйста, поделитесь ссылкой на эту или любую другую страницу сайта с друзьями в социальных сетях. Тем самым вы поможете нашему проекту стать еще более полезным и узнаваемым на просторах интернета!